Работа с несовершеннолетними детьми – социальная, из неблагополучных семей, профилактика в 2019 году

II. Организация социальной работы с подростками из неблагополучных семей

Работа с несовершеннолетними детьми - социальная, из неблагополучных семей, профилактика в 2019 году

Решениемпроблем подростков занимаются учреждениясоциального обслуживания, установленныеНациональным стандартом РФ. [13]

При получениисоциальных услуг в учреждении любоготипа семья, дети (их родители или законныепредставители) имеют право:

  • на выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;
  • на информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания учреждениями социальных услуг;
  • на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений;
  • на конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреж­дения при оказании социальных услуг; эта информация является профессиональной тайной, за разгла­шение которой виновные должны нести ответственность по законодательству Российской Федерации;
  • на защиту своих законных прав и интересов, в том числе в судебном порядке;
  • на отказ от социального обслуживания.

Взависимости от предназначения учрежденийи групп обслуживаемых детей установленыследующиетипы учреждений для социальногообслуживания детей:

  • специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реаби­литации;
  • учреждения для обслуживания детей с ограниченными возможностями;

К специализированнымучреждениям для несовершеннолетних,нуждающихся в социаль­нойреабилитации, в соответствии с Федеральнымзаконом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Обосновахсистемы профилактикибезнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних» относятся:

  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • социальные приюты для детей;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

К учреждениямдля обслуживания детей с ограниченнымивозможностями относятся:

  • детские дома-интернаты для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии;
  • детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками;
  • реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями.

Национальныйстандарт систематизирует учреждениясоциального обслуживания, обозначаетего функции и задачи. Система учрежденийсоциального обслуживания детей иподростков представляет собой сложнуюструктуру, направленную на решениесоциальных проблем детства. Их работаопирается на нормативно-правовую,теоретическую и методическую базу.

2. Формы и методы социальной работы с подростками из неблагополучных семей

Рассмотриморганизацию социальной работы сподростками на примере социальнойработы с подростками из неблагополучныхсемей.

Социальноеобслуживание детей из неблагополучныхсемей  осуществляет разветвленнаямногоуровневая система, состоящая изорганов управления и учрежденийгосударственного и муниципальногосекторов, учреждений социальногообслуживания, созданных общественными,благотворительными, религиозными идругими организациями[16].

  Взаметной степени этому способствоваларабота по реализации Федеральных законов«Об основах социального обслуживаниянаселения РФ», Указ Президента РФ «Опрезидентской программе «Дети России»от 18 августа 1994 г., постановленияПравительства РФ «О предоставлениибесплатного социального обслуживанияи платных социальных услуг государственнымисоциальными службами» от 24 июня 1996г.[15]

  Наиболееинтенсивно развивается сеть центровэкстренной психологической помощи.Эти  центры характеризуютсямногопрофильностью деятельности икомплексных услуг, хотя на сегоднянедостаточно удовлетворены потребностив социально-реабилитационных центрахдля детей с ограниченными возможностями.

  Внастоящее время в РФ сложилось и действуетнесколько моделей социального обслуживаниядетей. Используя критерий государственнойподдержки и финансирования, их можноклассифицировать следующим образом:

  • государственные социальные службы;
  • смешанные службы;
  • коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

  Преобладающаямодель государственной службы –территориальные центры социальнойпомощи семье и детям.

В отличие от другихучреждений социального обслуживанияэти центры, имеющие разнообразныенаправления деятельности и предоставляющиеширокий спектр социальных услуг, могутрешить своими силами проблемы детей,оказывать помощь в преодолении трудныхжизненных ситуаций в различных областяхжизни.

Эта способность центра оченьважна и существенна, так как российскаясемья сегодня сталкивается с множествомпроблем, которые не могут решитьсуществующие в пределах той или инойтерритории функционирующие социальныеучреждения. Ежегодно переченьгосударственных услуг утверждаетПравительство РФ.

Этот перечень являетсяобязательным для региональных органоввласти и может быть расширен за счетфинансовых возможностей местных органоввласти. Этот перечень включает в себяосновные социальные услуги, оказываемыесемье и детям из неблагополучныхсемей:    

1.  Социально-бытовые услуги, материальнаяи натуральная помощь:

  • срочное социальное обслуживание и оказание срочной ма­териальной помощи;
  • содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, де­тей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытыва­ющим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, при­обретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;
  • принятие от населения, и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату; распределение, благотворительной и гуманитарной помощи (товаров,  продуктов и др.);
  • социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;
  • организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной, социальной помощи;
  • создание при учреждениях, вещевых фондов, фондов детс­кой одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;
  • содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);
  • содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий; содействие в организации благотворительных, обедов, лет­него отдыха, санаторно-курортного лечения детей;
  • содействие в организации питания и быта остронуждающихся;
  • содействие в выделении:
  • денежных средств; продуктов питания; средств санитарии и гигиены; средств ухода за детьми; одежды, обуви и других предметов первой необходимости; технических средств реабилитации детей-инвалидов; денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций;
  • содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;
  • социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным ма­лообеспеченным семьям;
  • содействие в организации надомного труда детей-инвали­дов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;
  • организация для подростков, безработных Мастерских и це­хов при центре;
  • содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения отдыха, оформлений документов (в пределах региона).

2.Социально-правовые услуги:

  • помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;
  • содействие в предоставлении социальных выплат;
  • участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повыше­нии его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);
  • участие в правовой защите личностных интересов детей.

3.Социально-реабилитационные услуги:

  • организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);
  • социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;
  • составление индивидуальных коррекционных программ.

4.Психологические услуги:

  • психопрофилактика и психогигиена;   
  • психодиагностика и обследование личности клиента;
  • психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);
  • семейное психологическое консультирование (индивидуаль­ное, групповое);
  • · психологическое консультирование (индивидуальное, груп­повое);                                                                 социально-психологический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
  • психосоциальное консультирование;               
  • психологический патронаж;
  • психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению;
  • развитие навыков эмоциональной саморегуляции, организация посреднических услуг,  профориентация на основе тестирования;
  • организация деятельности групп взаимоподдержки; психологическое просвещение;
  • ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами.

5.Педагогические услуги:

  • педагогическая помощь детям в защите их интересов;
  • консультативная помощь родителям и детям;
  • групповая работа по развитию навыков общения и эмоцио­нальной сферы детей;
  • коррекционная помощь детям с нарушениями речевого раз­вития, аутизмом, неврозами;
  • содействие культурно-досуговой деятельности детей;
  • практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
  • обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.

6.Социально-медицинские услуги:

  • содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;        
  • организация консультирования по проблемам планирования семей, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитание здорового образа жизни;
  • содействие в обеспечение детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;
  • патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;
  • обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;
  • патронаж беременных женщин и кормящих матерей.

Всеэто еще раз подтверждает сложность изначимость проблем и задач, которыерешает система социального обслуживаниясемьи и детей.

Совершенно очевидны иособенности системы: большая номенклатураи масштабность социальных услуг, оказаниекоторых требует большого профессионализмаи такта во взаимоотношениях междусоциальными работниками и детьми, менеевсего защищенными, имеющими к тому жеразличные заболевания и отличающимисяасоциальным поведением.

           Основная задачаработников службы – помочь члену семьи(не зависимо от возраста и социальногоположения) осознать проблему, котораямешает его нормальной жизнедеятельности,посредством использования методовсоциально-психологической,социально-педагогической,социально-экономической и других методовсоциальной работы[17]. Критериемэффективности здесь принято считатьстепень реабилитации члена семьи, т.е.восстановление его прежних способностейк трудовой деятельности, возвращениеего в общество.

  Рассматриваемаяконкретная деятельность отдела социальнойпомощи взаимодействует с различнымикатегориями населения. Изначальноопределяет круг детей и подростков,нуждающихся в помощи; оказывает такжепомощь родителям, одиноким матерям,учителям школ – всем, кто окружаетребенка.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4540106/page:3/

Защита и социальные гарантии детей из неблагополучных семей

Работа с несовершеннолетними детьми - социальная, из неблагополучных семей, профилактика в 2019 году

Во всем мире и в частности в Российской Федерации множество несовершеннолетних граждан подвергаются серьезной опасности: воспитываются в неблагополучных семьях, проживание в которых может оказать самое неблагоприятное воздействие на моральное и физическое развитие детей, покалечить их будущее, подавить личность.

1. Факты, характеризующие семью как социально неблагополучную 2. Виды помощи ребенку из неблагополучной семьи 3. Институты по защите детей, проживающих с неблагополучными родителями 4. Мероприятия по предотвращению жестокого отношения к несовершеннолетним 5. Особенности социальной помощи несовершеннолетним из неблагополучных семей 6. Приемы и методики помощи несовершеннолетним

Факты, характеризующие семью как социально неблагополучную

Хотя ни в одном законодательном акте РФ не существует четко обозначенных критериев, соответствие которым позволит утверждать, что семья считается неблагополучной, а также определения данного понятия, как такового, но все же несколько аспектов выделить можно. К ним относится:

  • неудовлетворительные жилищные условия;
  • низкие, не удовлетворяющие естественные нужды ребенка, доходы;
  • неудовлетворительное здоровье родителя или опекуна, не позволяющее ему осуществлять необходимый уход за ребенком (психические или физические отклонения).

Факторы, неблагоприятно сказывающиеся на благоденствии семьи:

  • пристрастие к алкогольным напиткам одного из родителей или обоих, алкогольная зависимость близких родственников и других граждан, вхожих в близкое окружение несовершеннолетних;
  • психическое насилие над ребенком, применение неоправданно жестоких физических наказаний, экономическое насилие над ребенком и зависимым родителем.
  • существенные жилищные проблемы.

Общепринятыми опасными ситуациями, непосредственно наносящими вред или потенциально способными его причинить несовершеннолетнему, считается следующее:

  • первичные потребности ребенка игнорируются намеренно или бессознательно (не осуществляется оперативная квалифицированная помощь врачей, жилье не оборудовано всем необходимым для безопасного проживания или находится в плачевном состоянии).
  • как следствие невнимательного отношения родителей или опекунов к своему подопечному, а также игнорирования его эмоциональных потребностей, ребенок ведет аморальный образ жизни, нарушает требования законодательства;
  • родственники и вхожие в круг общения совершеннолетние сами ведут недостойный образ жизни, расстраивающие психику несовершеннолетнего.

Именно в таких ячейках общества потенциально возможны эпизоды жестокого обращения с несовершеннолетними.

Виды помощи ребенку из неблагополучной семьи

Несовершеннолетним, подвергающимся бесчеловечному обращению со стороны родственников или опекунов, государственные органы оказывают такую помощь:

  • общественная и психологическая поддержка – это мероприятия, проводимые с целью помощи и защиты интересов детей, находящихся в разрушающей моральные ориентиры обстановке.
  • психологическая поддержка, направленная на решение или подавление возникших от нахождения в неблагоприятной атмосфере неблагополучной семьи проблем и комплексов у детей и подростков. Призвана поспособствовать несовершеннолетнему в поисках жизненного призвания, внутреннего волевого ресурса, желания саморазвиваться.
  • психокоррекция, направленная на конструктивную работу с деструктивным и общественно неприемлемым поведением несовершеннолетнего, исправление неподобающих поведенческих актов, восполнение отсутствующих паттернов в социальном и эмоциональном развитии.
  • реконструкция приемлемых поведенческих реакций у несовершеннолетних индивидуумов с существенными пробелами в социальной адаптации.

С неблагополучными семьями проводят интенсивную работу сотрудники социальных служб.

Иногда для помощи несовершеннолетним может потребоваться углубленное вмешательство органов опеки.

Специальные центры реабилитации несовершеннолетних могут осуществить их изъятие из неблагоприятных семей при достаточно весомых на то причинах. Реабилитационные центры будут воплощать в жизнь ряд программ по восстановлению морального облика изъятого индивида и его социализации в обществе.

Институты по защите детей, проживающих с неблагополучными родителями

Для защиты правовых интересов, а также моральной и физической неприкосновенности детей и подростков из неблагополучных семей, принят федеральный законодательный акт, описывающий основы систематической профилактики беспризорности несовершеннолетних и нарушений ими законов.

Государственные органы социальной опеки, в данном случае, являются непосредственными защитниками интересов несовершеннолетних. Именно они реализовывают мероприятия по предупреждению и прекращению бесчеловечного обращения с детьми.

Федеральная система включает следующие институты по обеспечению благополучия семей в целом и несовершеннолетних в частности:

  • центры по реабилитации морально и физически травмированных несовершеннолетних граждан;
  • бюро помощи семьи и ребенку.
  • круглосуточные центры ухода и присмотра, где члены семьи, подвергшиеся психологическому и физическому насилию, всегда могут найти убежище и квалифицированную помощь.

Мероприятия по предотвращению жестокого отношения к несовершеннолетним

Основная цель, преследуемая данными мерами, это предупреждение и максимальное избежание опасных для жизнедеятельности и психофизиологического состояния несовершеннолетнего обстоятельств и ситуаций в семье, а также поддержка и терапия пострадавших детей.

Перечень мероприятий, направленных на помощь подросткам из неблагодетельных семей, представляет собой следующее:

  • поиск семей, нуждающихся в поддержке и помощи государства.
  • оказание квалифицированной и своевременной помощи семьям, волей случая находящихся в кризисной ситуации (экономической, имущественной и прочей).

Особенности социальной помощи несовершеннолетним из неблагополучных семей

Существуют определенные догмы, которым должен соответствовать процесс воспитания несовершеннолетних из неблагополучных семей:

  • подход к таким детям — личностно ориентированный, то есть в его основе лежит принцип гуманности, помощи в реализации собственного потенциала, в социализации.
  • вмешательство в саморазвитие ребенка должно быть целесообразным, своевременным и разумным.
  • установление добрых и доверительных отношений между травмированным ребенком и социальным работником. Последний ни при каких обстоятельствах не должен разглашать полученные от ребенка данные, а обязан сохранять конфиденциальность.
  • осуществление социальным работником тактики, ориентированной на предупреждение проблем, усиление дружественных и теплых связей между членами семьи.
  • плотное взаимодействие различных органов по уходу и защите несовершеннолетних, их слаженная работа, комбинация различных тактик.

Приемы и методики помощи несовершеннолетним

Профилактическая деятельность различных органов по защите интересов детей включает следующие формы работы:

  • улучшение общей атмосферы в семье.
  • усиление важности процесса воспитания ребенка.
  • предупреждение бесчеловечного обращения.
  • формирование у несовершеннолетних четких личных границ, принципа собственной неприкосновенности, чувства личного достоинства.
  • пробуждение у ребенка желания развиваться самостоятельно и разнонаправленно.
  • профилактика наркомании и алкоголизма.

Реализация вышеописанных форм работы может производиться разнообразными способами: тренингами, дебатами, ролевыми играми и так далее.

Наиболее ощутимый эффект дает групповая работа, так как она создает чувство приобщённости к командной деятельности, нивелирует чувство отчуждённости и одиночества.

Работа, ориентированная на защиту несовершеннолетних. Она заключается в:

  • выявлении отрицательно влияющих на ребенка факторов, разработке программ по их устранению.
  • подготовке индивидуальной программы защиты каждого конкретного ребенка, проживающего в неблагополучной семье.
  • разноуровневой защите детей, осуществляемой государственными органами.

Происходит защита такими способами:

  • предоставление помощи нуждающейся семье в восстановлении жилья.
  • восстановление утраченных документов и свидетельств.
  • помощь и контроль процесса получения документов первоочередной важности (гражданства, например).
  • судебные разбирательства, призванные установить неправомерность действий опекунов по отношению к опекаемым.

Диагностика. Проводится квалифицированным психологом-педагогом. Он должен обработать и проанализировать информацию, которая свидетельствует о причинах неблагополучного положения ребенка, а также о последствиях, к которым оно может привести.

Реабилитация. Систематические процессы, направленные на восстановление устойчивости психики травмированного ребенка, исправление и заполнение пробелов в социальном, духовном и физическом развитии.

Методы осуществления: ролевые игры, терапии, демонстрация примеров, почерпнутых из произведений искусства и культуры.

Никогда не следует упускать из внимания того факта, что государство, в лице работников определенных органов, имеет возможность и желание оказывать помощь детям и подросткам из неблагополучных семей, которые ежедневно и систематически подвергаются разнообразным формам насилия: психологическому, физическому, экономическому, сексуальному.

Но, к сожалению, бесчеловечное обращение к несовершеннолетним и проявляемая к ним жестокость не всегда очевидны. Из-за этого квалифицированная помощь специалистов может запоздать.

Поэтому гражданам, непосредственно работающим с неблагополучными несовершеннолетними (психологам, учителям) следует больше внимания обращать на своих воспитанников – уметь трактовать невербальные сигналы, подаваемыми ими, налаживать доверительные отношения, замечать необычные паттерны поведения.

(416 голос., 4,61 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.moe/deti-iz-neblagopoluchnyx-semej-gosudarstvennaya-zashhita-programmy-pomoshhi/

Брак-Эксперт
Добавить комментарий